Архетипы внутри нас.

Многие люди не задумываются о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За рубежами сознания остается мощный психический аппарат, который развивался в течение многих тысячелетий, и именно в нем находятся первоисточники множества человеческих чувств, мыслей, эмоций, ошибок, заблуждений, иллюзий. Вот тут и накапливаются до конца не осмысленные, не отреагированные переживания, происходит обобщение единичных впечатлений, складываются глубинные симпатии и антипатии к людям; подготавливаются «роковые» решения, вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее действие, ни его окружение. Все социальные, межличностные транзакции – пронизаны бессознательными мотивами. Бессознательное – это та часть человеческой психики, которая обнаруживается вне прямого рассудочного контроля, она не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным пластам психики, а охватывает совокупность психического опыта всех предшествующих поколений. Для объяснения феномена социальных заблуждений необходимо прибегнуть к анализу бессознательного и архетипа.

Архетип - понятие, введенное К. Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и временами проявляются в сновидениях каждого из нас. Поясняя свою точку зрения, Юнг отмечал, что «коллективное бессознательное» – нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как его априорность. В этом смысле выдвинутая теория перекликается с толкованием познания в учении Платона, согласно которому познание есть процесс воспоминания души о мире чистых идей, в котором она когда-то пребывала.

Эти чистые идеи повторялись в сюжетах мифов и сказок разных народов. И «укладывались» они туда с начала времен человечества. Демон, герой, мудрец, глупец, мать, отец – примеры архетипических образов. «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» - знакомые всем архетипические темы. Существует мнение , что «человеку от рождения даны фундаментальные «рефлексивные структуры», а «регистрация испытывания какого-либо переживания – это нечто "встроенное" в человека, нечто, происходящее автоматически, без усилий сознания».
Согласно теории К. Г. Юнга, архетипы не имеют конкретного психического содержания и получают свое образное наполнение в виде архетипических представлений (символов) как результата совместной работы индивидуального сознания и коллективного бессознательного, как единства прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в глубины психики. Иначе говоря, архетипы служат первоосновой для возникновения представлений, стереотипов, образов, формирующихся у индивида в процессе социализации. В своих работах Юнг говорит о множестве архетипов, схематично указывая на существование некоторых из них, например, архетипа Жизни, архетипа Смысла, архетипа Перерождения, Трансформации. (Таблица 1).

В современной науке число архетипов, а также их классификация значительно расширилась: к классическим «первообразам» Самости, Мудреца, Мужского и Женского начала, к Тени добавились Смерть, Великий воин, Великий учитель (гуру). Также можно выделить физические (природные) архетипы («Болезнь, Физическое убожество», «Животный мир», «Растительный мир», «Природные явления», «Звуковая картина») и т.д. (Таблица 2).

Каждой модели поведения предшествует свой исторический прообраз, и «все они восходят, в конечном счете, к лежащим в основании архетипическим праформам, образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало».

По мнению Юнга, архетипы - это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах. Архетипы – это знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание.

Изначально, были описаны следующие архетипы:
Выходя за пределы к незапамятному миру архетипических возможностей, где «тиснится переполненный круг образов всего творения», дремлет «божественное дитя», терпеливо ожидая своей сознательной реализации. В темноте бессознательного лежит спрятанное сокровище, то самое «сокровище, которое трудно добыть», то унаследованное, «Духовное и Символическое».

Что же такого глобального дает нам архетип?
Архетипы помогают адекватно перестраивать процессы восприятия проблем. Если иметь некоторый запас архетипов и удается их идентифицировать применительно к реальным жизненным ситуациям, повышается возможность оперативно оценивать внешнюю и внутреннюю обстановку и быстро находить хорошее решение. Из этого можно сделать вывод, что бессознательное человека и коллективное бессознательное постоянно взаимодействуют через тот или иной архетип. Архетип -проводник в метафизическом и физическом мире для бессознательного, которое постоянно взаимодействуя с сознательным помогает жить либо уводит в «сторону».

Наше культурное и семейное окружение приучило нас думать, чувствовать и видеть особым, заранее предопределенным образом. Заученные способы восприятия действительности составляют все, что мы знаем. А значит, допускаем мы, мир вокруг нас живет так, как мы воспринимаем его; и воспринимаемое нами собственное «я» суть единственное «я», которое вообще существует. Такова она, наша действительность.

Подавление природных подсознательных энергий, таких как желание выжить, сексуальности, агрессии, дает возможность изменить архетипическое внутри подсознания. И вот где-то глубоко, в подсознании все еще отрицая разумом, мы начинаем понимать, что внутри нас поселился демон. Когда энергия отвергнутого «я» становится демонической, природная агрессия часто трансформируется в убийственную ярость, ревность становится неуправляемой страстью, а природные сексуальные импульсы принимают устрашающие формы. Демонические энергии могут ворваться в нашу повседневную жизнь в виде разрушительного и порочного поведения, как в личном, так и в социальном плане.

"Арканы ТАРО-отражение в коллективном бессознательном архетипического, того архетипического которое помогает нам пройти выбранный путь, получить новый опыт, собрать и сохранить свою целостность, и через идентифицированную Самость познать Бога внутри себя".
Автор статьи ТАРОЛОГ, ПСИХОЛОГ, ПАРАПСИХОЛОГ - Наталья Мохирева
Made on
Tilda